Российский государственный гуманитарный университет |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Программа Международной научной конференции «‘Начало учения детем’: роль книги для начального обучения в истории образования и культуре»
8 ОКТЯБРЯ 9.00-10.00 Регистрация 10.00-12.00 Культурная программа Музей книги РГБ (старт от здания НПБ в 9.30) 12.00-14.30 Круглый стол «Право на текст, совесть, гендер. Учебное книгоиздание: история и современность» Ведущие: А.М.Цапенко, Е.А.Данилина Участники: Е.А.Данилина. Воспроизведение авторских текстов в учебной литературе: исторические традиции и современные проблемы А.А.Ожиганова. Религия в школе: анализ учебных пособий по ОРКСЭ Т.Д.Шапошникова. Культурологический контекст преподавания предмета «Основы мировых религиозных культур и светской этики» в общеобразовательной школе Е.А.Колосова. Учебники для начальной школы 2000-х: гендерная и профессиональная социализации И.Жогла, А.Туна. Источники познаний ребенка: есть ли среди них учебник? Латышский взгляд на проблему Е.А.Асонова. Учебник vs книга: восприятие текста художественного произведения В.Г.Безрогов. Проблемы визуальной антропологии школьного учебника в сборнике «Картинки в твоем букваре: педагогическая семантика иллюстраций в учебнике для начальной школы» Приглашаются все желающие. 14.00-15.00 Продолжение регистрации 15.00 Главный читальный зал, 2-й этаж Открытие конференции 15.30-18.00 Главный читальный зал, 2-й этаж ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ. Модераторы: А.А.Сальникова, О.Е. Кошелева О.В.Томашевич. Первый в мире учебник: книга Кемит в Древнем Египте М.Р.Ненарокова. «Латинские беседы» Эльфрика Баты: к вопросу о начальном образовании у англосаксов в X-XI вв. Ю.Э.Шустова. Первый печатный московский Букварь Василия Бурцова 1634 г.: проблемы изучения памятника и его бытование в культуре Е.Ю.Ромашина. Взаимосвязи текста и визуального ряда в российских школьных учебниках рубежа XIX и XX веков Дискуссия 18.00-18.30 Кофе-брейк 18.30-20.30 Главный читальный зал, 2-й этаж Презентация баз данных и новых изданий по истории учебной литературы Ведущие: Е.Ю.Ромашина, В.Г.Безрогов Е.А.Колосова. База данных Национальной электронной детской библиотеки РГДБ О.В.Кабашева. База данных «Азбуки, буквари, книги для чтения» НПБ К.В.Вигурский. База данных Научной педагогической электронной библиотеки НПБ А.Д.Цендина. Традиционные монгольские азбуки в издании «Образцы письменной традиции Северной Монголии XVI – начала ХХ в.» О.Е.Кошелева. Западноевропейская и отечественная учебная литература XVI-XIX вв.: конфессионализация и (де)секуляризация А.А.Сальникова, Д.М.Галиуллина (Поволжский федеральный университет). Татарская «Алифба»: национальный букварь в мультикультурном пространстве как предмет монографического исследования О.Ю.Шарапова. История учебников начального обучения на страницах журнала «Начальная школа» А.М.Цапенко. Он-лайн каталог «Учебные издания до 1830 года в фондах Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета» В.Ф.Хотеенков. Материалы Музея московского образования по истории начального обучения в Москве 20.30 Совместный ужин 9 ОКТЯБРЯ От буквы до нрава: язык и письмо в формировании конфессиональной и этнической идентичности 9.00-11.30 Главный читальный зал, 2-й этаж Утреннее заседание Модераторы: Е.Э.Юрчик, М.С.Петрова М.Ю.Савельева. Позднеготические алфавиты и средневековая педагогика Л.В.Мошкова. Рукоприкладства на актах первой трети XVI в. как источник по обучению письму: постановка проблемы М.А.Полякова. Обучение детей чтению, письму, морали по Краткому катехизису Лютера Н.В.Ревякина. О диалогах Вивеса «Практика латинского языка». К.А.Левинсон. Образ мира и системы ценностей в ранненовоевропейских учебниках по обучению немецкому Дискуссия 11.30-12.00 Кофе-брейк 12.00-14.30 Главный читальный зал, 2-й этаж Дневное заседание Модераторы: Л.В.Мошкова, К.А.Левинсон Ю.Г.Куровская. Учебники Валентина Икельзамера: когнитивно-лингвистический анализ М.С.Петрова. Опыт восприятия и использования латинской грамматики Элия Доната в России XVII в. Д.Н.Рамазанова. Рукописная и печатная книга в учебной практике Славяно-греко-латинской академии А.Крузе, Э.Вугуле. Книги для чтения на латышском языке XVII-XVIII вв.: от религиозного к светскому содержанию М.В.Золотухина. Некоторые аспекты начального обучения чтению в США: учебники и книги XVIII – XXI вв. Дискуссия 14.30-15.30. Обед 15.30-18.30 Главный читальный зал, 2-й этаж Вечернее заседание Модераторы: О.П.Илюха, С.Г.Маслинская Е.Э.Юрчик. Начальное обучение письму в Испании конца XVIII в.: вкус и регламентация как педагогические категории И.А.Сергиенко. Книга для первоначального обучения в России в последней трети XVIII в. И.П.Пярт. Учебная литература в православных школах Лифляндии во второй половине XIX- нач. XX вв. как метод включения инородцев в имперское пространство М.В.Лескинен. Реальное и идеальное Отечество в учебной и популярной литературе второй половины XIX в.: этнические типы, национальный пейзаж, языковые стандарты А.Ю.Никитченков. Фольклор в российских букварях, азбуках, книгах для чтения рубежа XIX-XX вв. Дискуссия 10 ОКТЯБРЯ «Букварь не пряник, язык прикусишь»: стандартизация обучения в эпоху возникновения и утверждения массовой школы 10.00-12.00 Главный читальный зал, 2-й этаж Утреннее заседание Модераторы: А.Б.Лярский,М.А.Полякова Е.И.Кислова. Учебные материалы по иностранным языкам в духовных учебных заведениях России XVIII в. Л.В.Московкин, С.В.Власов. Учебники русского языка для иностранцев первой половины XVIII в.: адресат, содержание, бытование О.Г.Сидорова. «Английский как латинский»: первые российские учебники английского языка для детей С.В.Власов. Особенности начального обучения французскому по букварям, изданным в России во второй половине XVIII в. Дискуссия 12.00-12.30 Кофе-брейк 12.30-15.00 Главный читальный зал, 2-й этаж Дневное заседание Модераторы: А.Крузе, А.Ю.Рожков А.А.Сенькина. Изящная словесность как дидактический материал: к истории использования художественных текстов в хрестоматиях для младших классов конца XVIII-начала XIX в. В.Я.Фрыс. Греко-католические катехизисы ХІХ века, изданные для обучения детей Г.В.Кондратьева. Учебник геометрии в начальной школе: опыты второй половины XIX века А.Б.Лярский. «Вот я! Зачем звал?»: смерть в букварях и книгах для начального чтения в России конца XIX – начала ХХ в. Е.А.Ефимова. Игрушки и игры в азбуках и букварях начала ХХ в. Дискуссия 15.00-16.00 Обед 16.00-18.30 Главный читальный зал, 2-й этаж Вечернее заседание Модераторы: В.Г.Безрогов, А.А.Сенькина В.С.Зубарева. «Ребятам о зверятах»: животные в букварях, хрестоматиях и детских журналах первой трети XX в. А.Ю.Рожков. Иммунизация «советскости»: северокавказский букварь как транслятор идеологии (1927–1932 гг.) К.Хайнце, Кр.Хайнце. Понятие «народного единства» в нацистских букварях: образ А.Гитлера и педагогика С.Г.Маслинская. Как Буденного сменил Гастелло, а Муму – Мамлакат: из истории одного сборника изложений для начальной школы 1930-1950-х гг. Дискуссия 11 ОКТЯБРЯ Традиция как постсовременность: построение нынешнего будущего на базе прошлого в учебниках XX-XXI вв. 13.00-15.20 Аудитория 14, 2-й этаж Дневное заседание Модераторы: М.В.Лескинен, А.М.Цапенко И.Н.Арзамасцева. Концептосфера "Картинного словаря русского языка" Н.В.Чехова, М.Ф.Робинсон и Х.Г.Хакимова О.П.Илюха. Образы Карелии на страницах региональной книги для начального обучения ХХ - ХХI вв. Т.А.Власова, А.П.Плотникова. Визуальная репрезентация этнических маркеров в современных удмуртских и русских букварях М.А.Козлова. «Диалог культур» в монологе доминирующей группы: образы этнических меньшинств в советских и постсоветских учебниках Дискуссия 15.20-16.30 Обед 16.30-18.30 Главный читальный зал, 2-й этаж ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ Модераторы: Т.С.Маркарова, Ю.Э.Шустова О.В.Ауров. Юлиан Толедский и его «Грамматика» в культуре вестготской Испании О.Р.Хромов. Букварь Кариона Истомина с рукописными дополнениями Диомида Яковлева сына Серкова как памятник рукописной книжности XVII в. Э.Стикуте, Б.Кальке. Современные учебные комплекты по литературе в Латвии А.М.Цапенко. Концепт «право» в досоветских, советских и постсоветских букварях и книгах для чтения Закрытие конференции Критика, благодарности, планы, извинения, пожелания, напутствия, перспективы
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||