Российский государственный гуманитарный университет
Российская академия образования
Институт теории и истории педагогики
Научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского
Российская государственная библиотека
Государственная публичная историческая библиотека

 

 

Программа Международной научной конференции «‘Начало учения детем’: роль книги для начального обучения в истории образования и культуре»

 

8 ОКТЯБРЯ

9.00-10.00 Регистрация

10.00-12.00 Культурная программа

Музей книги РГБ (старт от здания НПБ в 9.30)

12.00-14.30 Круглый стол «Право на текст, совесть, гендер. Учебное книгоиздание: история и современность»

Ведущие: А.М.Цапенко, Е.А.Данилина

Участники: Е.А.Данилина. Воспроизведение авторских текстов в учебной литературе: исторические традиции и современные проблемы

А.А.Ожиганова. Религия в школе: анализ учебных  пособий по ОРКСЭ

Т.Д.Шапошникова. Культурологический контекст преподавания  предмета «Основы мировых религиозных культур и светской этики» в общеобразовательной школе

Е.А.Колосова. Учебники для начальной школы 2000-х: гендерная и   профессиональная социализации

И.Жогла, А.Туна. Источники познаний ребенка: есть ли среди них учебник? Латышский взгляд на проблему

Е.А.Асонова. Учебник vs книга: восприятие текста художественного произведения

В.Г.Безрогов. Проблемы визуальной антропологии школьного учебника в сборнике «Картинки в твоем букваре: педагогическая семантика иллюстраций в учебнике для начальной школы»

Приглашаются все желающие.

14.00-15.00 Продолжение регистрации

15.00 Главный читальный зал, 2-й этаж

Открытие конференции

15.30-18.00 Главный читальный зал, 2-й этаж

ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ.

Модераторы: А.А.Сальникова, О.Е. Кошелева

О.В.Томашевич. Первый в мире учебник: книга Кемит в Древнем Египте

М.Р.Ненарокова. «Латинские беседы» Эльфрика Баты: к вопросу о начальном образовании у англосаксов в X-XI вв.

Ю.Э.Шустова. Первый печатный московский Букварь Василия Бурцова 1634 г.: проблемы изучения памятника и его бытование в культуре

Е.Ю.Ромашина. Взаимосвязи текста и визуального ряда в российских школьных учебниках рубежа XIX и XX веков

Дискуссия

18.00-18.30 Кофе-брейк

18.30-20.30 Главный читальный зал, 2-й этаж

Презентация баз данных и новых изданий по истории учебной литературы

Ведущие: Е.Ю.Ромашина, В.Г.Безрогов

Е.А.Колосова. База данных Национальной электронной детской библиотеки РГДБ

О.В.Кабашева. База данных «Азбуки, буквари, книги для чтения» НПБ

К.В.Вигурский. База данных Научной педагогической электронной библиотеки НПБ

А.Д.Цендина. Традиционные монгольские азбуки в издании «Образцы письменной традиции Северной Монголии XVI – начала ХХ в.»

О.Е.Кошелева. Западноевропейская и отечественная учебная литература XVI-XIX вв.: конфессионализация и (де)секуляризация

А.А.Сальникова, Д.М.Галиуллина (Поволжский федеральный университет). Татарская «Алифба»: национальный букварь в мультикультурном пространстве как предмет монографического исследования

О.Ю.Шарапова. История учебников начального обучения на страницах журнала «Начальная школа»

А.М.Цапенко. Он-лайн каталог «Учебные издания до 1830 года в фондах Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета»

В.Ф.Хотеенков. Материалы Музея московского образования по истории начального обучения в Москве

20.30 Совместный ужин

9 ОКТЯБРЯ

От буквы до нрава: язык и письмо в формировании конфессиональной и этнической идентичности

9.00-11.30 Главный читальный зал, 2-й этаж

Утреннее заседание

Модераторы: Е.Э.Юрчик, М.С.Петрова

М.Ю.Савельева. Позднеготические алфавиты и средневековая педагогика

Л.В.Мошкова. Рукоприкладства на актах первой трети XVI в. как источник по обучению письму: постановка проблемы

М.А.Полякова. Обучение детей чтению, письму, морали по Краткому катехизису Лютера

Н.В.Ревякина. О диалогах Вивеса «Практика латинского языка».

К.А.Левинсон. Образ мира и системы ценностей в ранненовоевропейских учебниках по обучению немецкому

Дискуссия

11.30-12.00 Кофе-брейк

12.00-14.30 Главный читальный зал, 2-й этаж

Дневное заседание

Модераторы: Л.В.Мошкова, К.А.Левинсон

Ю.Г.Куровская. Учебники Валентина Икельзамера: когнитивно-лингвистический анализ

М.С.Петрова. Опыт восприятия и использования латинской грамматики Элия Доната в России XVII в.

Д.Н.Рамазанова. Рукописная и печатная книга в учебной практике Славяно-греко-латинской академии

А.Крузе, Э.Вугуле. Книги для чтения на латышском языке XVII-XVIII вв.: от религиозного к светскому содержанию

М.В.Золотухина. Некоторые аспекты начального обучения чтению в США: учебники и книги XVIII – XXI вв.

Дискуссия

14.30-15.30. Обед

15.30-18.30 Главный читальный зал, 2-й этаж

Вечернее заседание

Модераторы: О.П.Илюха, С.Г.Маслинская

Е.Э.Юрчик. Начальное обучение письму в Испании конца XVIII в.: вкус и регламентация как педагогические категории

И.А.Сергиенко. Книга для первоначального обучения в России в последней трети XVIII в.

И.П.Пярт. Учебная литература в православных школах Лифляндии во второй половине  XIX- нач. XX вв. как метод включения инородцев в имперское пространство

М.В.Лескинен. Реальное и идеальное Отечество в учебной и популярной литературе второй половины XIX в.: этнические типы, национальный пейзаж, языковые стандарты

А.Ю.Никитченков. Фольклор в российских букварях, азбуках, книгах для чтения рубежа XIX-XX вв.

Дискуссия

10 ОКТЯБРЯ

«Букварь не пряник, язык прикусишь»: стандартизация обучения в эпоху возникновения и утверждения массовой школы

10.00-12.00 Главный читальный зал, 2-й этаж

Утреннее заседание

Модераторы: А.Б.Лярский,М.А.Полякова

Е.И.Кислова. Учебные материалы по иностранным языкам в духовных учебных заведениях России XVIII в.

Л.В.Московкин, С.В.Власов. Учебники русского языка для иностранцев первой половины XVIII в.: адресат, содержание, бытование

О.Г.Сидорова. «Английский как латинский»: первые российские учебники английского языка для детей

С.В.Власов. Особенности начального обучения французскому по букварям, изданным в России во второй половине XVIII в.

Дискуссия

12.00-12.30 Кофе-брейк

12.30-15.00 Главный читальный зал, 2-й этаж

Дневное заседание

Модераторы: А.Крузе, А.Ю.Рожков

А.А.Сенькина. Изящная словесность как дидактический материал: к истории использования художественных текстов в хрестоматиях для младших классов конца XVIII-начала XIX в.

В.Я.Фрыс. Греко-католические катехизисы ХІХ века, изданные для обучения детей

Г.В.Кондратьева. Учебник геометрии в начальной школе: опыты второй половины XIX века

А.Б.Лярский. «Вот я! Зачем звал?»: смерть в букварях и книгах для начального чтения в России конца XIX – начала ХХ в.

Е.А.Ефимова. Игрушки и игры в азбуках и букварях начала ХХ в.

Дискуссия

15.00-16.00 Обед

16.00-18.30 Главный читальный зал, 2-й этаж

Вечернее заседание

Модераторы: В.Г.Безрогов, А.А.Сенькина

В.С.Зубарева. «Ребятам о зверятах»: животные в букварях, хрестоматиях  и детских журналах первой трети XX в.

А.Ю.Рожков. Иммунизация «советскости»: северокавказский букварь как транслятор идеологии (1927–1932 гг.)

К.Хайнце, Кр.Хайнце. Понятие «народного единства» в нацистских букварях: образ А.Гитлера и педагогика

С.Г.Маслинская. Как Буденного сменил Гастелло, а Муму – Мамлакат: из истории одного сборника изложений для начальной школы 1930-1950-х гг.

Дискуссия

11 ОКТЯБРЯ

Традиция как постсовременность: построение нынешнего будущего на базе прошлого в учебниках XX-XXI вв.

13.00-15.20 Аудитория 14, 2-й этаж

Дневное заседание

Модераторы: М.В.Лескинен, А.М.Цапенко

И.Н.Арзамасцева. Концептосфера "Картинного словаря русского языка" Н.В.Чехова, М.Ф.Робинсон и Х.Г.Хакимова

О.П.Илюха. Образы Карелии на страницах региональной книги для начального обучения ХХ - ХХI вв.

Т.А.Власова, А.П.Плотникова. Визуальная репрезентация этнических маркеров в современных удмуртских и русских букварях

М.А.Козлова. «Диалог культур» в монологе доминирующей группы: образы этнических меньшинств в советских и постсоветских учебниках

Дискуссия

15.20-16.30 Обед

16.30-18.30 Главный читальный зал, 2-й этаж

ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ

Модераторы: Т.С.Маркарова, Ю.Э.Шустова

О.В.Ауров. Юлиан Толедский и его «Грамматика» в культуре вестготской Испании

О.Р.Хромов. Букварь Кариона Истомина с рукописными дополнениями Диомида Яковлева сына Серкова как памятник рукописной книжности XVII в.

Э.Стикуте, Б.Кальке. Современные учебные комплекты по литературе в Латвии

А.М.Цапенко. Концепт «право» в досоветских, советских и постсоветских букварях и книгах для чтения

Закрытие конференции

Критика, благодарности, планы, извинения, пожелания, напутствия, перспективы

Во время конференции будет проводиться on-line трансляция. Для доступа пройдите по ссылке >>>

 

 

Russian

English

 
 

Начальная страница

Программа

Оргкомитет

Список участников

Тезисы выступлений

Информация

Контакты

Культурная программа